Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей. 12.09.2016

Рука имеет большое представительство в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей.

Рука имеет большое представительство в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью занятий по развитию ловкости и точности движений пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще бегут по нему нервные импульсы, активнее мыслительный процесс, точнее внимание, выше развитие способностей.

Пальчиковые упражнения для детей 5 – 7 лет

Тема Грибы.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все доел, оттого и похудел.

(загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца).

За грибами

Солнце рано встало, рано всех детишек приласкало (ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли (пальцы идут по столу).

3 лукошка принесли ( показать 3 пальца).

Игра:

Выложи рисунок горохом по нарисованному контору.( выложи грибок, корзинку)

Чудесный мешочек.

Найти грибок среди различных игрушек.

С детьми очень важно выполнять специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для пальцев. Например:

  • Ладошки столе ( на счет раз – 2 пальца врозь – вместе).
  • Ладошки – кулачок – ребро ( на счет раз – 2 – 3).
  • Пальчики здороваются ( на счет раз – 2 – 3 – 4 – 5 – соединяются пальцы обеих рук, большой с большим, указательный с указательным и т. д.).
  • Дети бегут ( средний и указательный пальцы обеих рук “бегут” по столу).
  • Щелчки (по 10 раз)
  • Коготки ( сильное полусгибание, разгибание пальцев – по 10 – 20 раз

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки, при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, ” влево”, “вверх”, “вниз” и т. д. В возрасте 5 – 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами.

Выкладываются простые геометрические фигуры, которые затем усложняются.

Выкладываются фигуры по заданному образцу. Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.

Например:

- Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контору.

- смешивание белой и красной фасоли, попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Забавные картинки.

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

Разноцветные прищепки.

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки ( лучики к солнцу, иголки к ежику, травку к земле).

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Лепка
  • Рисование
  • Конструирование
  • Аппликация
  • Собирание пазлов
  • Собирание мозайки

Развитие пальчиковой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного коре головного мозга стимулируют подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок для развития у ребенка познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.