Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс 01.10.2014

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

          С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
          Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
          Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

  № Какие стороны речи должны быть сформированы  Ребенок должен уметь Последствия несформированности различных сторон речи
1   Слушать и слышать других Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2 Звуковая сторона речи 

 - правильно произносить все звуки речи;

 - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

 - Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
 
 -    Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
3 Функции языкового анализа  -        делить предложения на слова;
-        делить слова на слоги;
-        уметь выделять все звуки в словах;
-        устанавливать последовательность звуков в слове.
    Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
 -        слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
-        пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
 -        пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
 -        перестановки букв (комната – «конмата»);
- пропуски букв
- недописывание букв
- приписывание лишних букв (питомцы – «питотмцы»)
4 Лексическая сторона речи (словарный запас) -        точно подбирать слова;
-        ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
-        дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
-        употреблять сложные слова (например: длинноногий);
-        пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
-        подбирать метафоры (например: туча комаров);
-        использовать слова и фразы с переносным значением (например:  сломя голову);
подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный); 
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
 В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
  5

Грамматическая сторона речи:
 а) Навыки словоизменения 


б) Навыки словообразования 

-        изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
 
                                              
-        употреблять различные предлоги;
 
 
 
-        согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
-         согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
-        правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
 
-        образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
-        образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
-        образовывать название детенышей животных;
-        образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья); 

Последствия несформированности различных сторон речиВ связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
-        ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
-        пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
-        ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

-        замены суффиксов (козлята – «козленки»);
-        замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6 Связная речь -        свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
-        поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
-        рассказывать о пережитых событиях;
-        пересказывать содержание сказки, рассказа;
-        описывать окружающие предметы;
-        раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.
 
1. Примерные задания для развития звукового анализа:
1)     придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2)     отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3)     разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
4)     подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5)     составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6)     добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7)     преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;
8)     составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
9)     от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
2. Примерные задания для развития языкового анализа:
1)     придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2)     придумать предложение с определенным количеством слов;
3)     увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4)     определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5)     поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
3. Развитие слогового анализа:
1)     повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2)     определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3)     разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
4. Примерные задания для развития лексики:
1)     развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2)     классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3)     отгадывание загадок;
4)     придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5)     объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
5. Примерные задания для развития словообразования:
1)     назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2)     Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3)     назвать детенышей животных;
4)     назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
7. Примерные задания для развития навыков связной речи:
1)     пересказ небольших текстов;
2)     рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3)     составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4)     составить рассказ по сюжетной картинке;
5)     составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Что такое готовность к школе?
    Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: " ...готовность ребенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость") — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка"
     Главное - это психологическая готовность ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
     Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.
►Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, на¬личие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития— наиболее распространенная ошибка  родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышан¬ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое по¬ведение и процессы торможения слабы. Сознатель¬ное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в вы¬сказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме¬нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис¬пользовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
►Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.
►Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение—все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте — познавательная потребность. Уровень ее развития — один из показателей психологической готовности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.
Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверстниками. Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре? Учебная деятельность — деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.
Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с отношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Л.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования уме¬ния оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.
Трудно сказать, какие из перечисленных факторов - психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них У разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику; родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.
 
Как подготовить ребенка к школе?
 
Причиной негативного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет. Если малыш воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психической сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм. Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке желание учиться.


Родителям об отношении к ребенку
1.      Необходимо помнить, что воспитание - это всегда отношения. Поэтому усилия нужно направлять не только на ребенка или не на себя, но и на взаимоотношения с ребенком.
2.      Важно принимать ребенка таким, какой он есть.
3.      Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное - терпение и время, особенно в кризисные периоды жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст.
4.      Общение должно осуществляться без прямых средств воздействия (команд, угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т.д.). Просьба – лучшая форма делового общения с детьми.
5.      Основной принцип семейного воспитания – не подчинение, а сотрудничество в области общих целей.
6.      Главное условие семейного воспитания – атмосфера доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций.
7.      Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.
8.      В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся:
•             болезнь или какое-либо недомогание;
•             время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время работы;
•             сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
•             когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
•             когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям непонятны;
•             когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
9.      Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.
 
 «Родителям первоклассников»
Маленькие психологические хитрости
Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей – это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка – это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными картинками. И так далее. Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и незнакомый ему мир. Портфельчик – это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное.
Список – это святое
Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список – это обязательно. Собственно подарки – это то, что приобретается сверх списка. Для этого возраста обозначить подарок очень просто. Приходите, вооружившись списком, на школьный базар, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку:
— Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел – все-таки у тебя такое событие в жизни важное. Давай купим еще что-нибудь красивое…
    Первоклашка даже жадничать не будет – попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно.
А праздник?
А теперь о самом главном – на 1 сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье. Для кого-то это балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого-то – катание на аттракционах, для кого-то просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состоятся. И решающее слово о том, каким ему быть, - у ребенка, виновника торжества. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году – праздник школы. Все остальное – будни, нотации, дневники, двойки, диктанты. Вы ведь хотите, чтобы Ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!
 
«Ребенок родителю!»
 
•        Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.
•        Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
•        Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
•        Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
•        Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
•        Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.  
•        Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
•        Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
•        Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
•        Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам знаю, почему поступаю так, а не иначе.
•        Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.
•        Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
•        Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
•        Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
 
 «Дорогие бабушки и дедушки!»
Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония: Ч.1-3-Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та, 1993г.
- Предлагаю Вам несколько советов о воспитании  внуков и внучек.
 
1.      Свою любовь и преданность детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
2.      Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3.      Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
4.      Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5.      Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
6.      Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7.      Секретничайте с ними, играйте, гуляйте вместе с ними.
8.      Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9.      Давайте им трудиться  рядом с Вами.
10.   Говорите с ними как со взрослыми.
11.   Не напоминайте им, что они еще маленькие.
12.   Старайтесь вовлекать их в дела,  в которых они почувствуют себя взрослыми.
13.   Заботьтесь о том, чтобы у них создалось яркое представление о Вас как о новом человеке.
14.   Не забывайте, что Ваш образ должен воспитывать их и после того, как Вас уже не будет в живых.
 
           Будьте, пожалуйста, последовательны в Вашем общении с ребёнком.